Введите Ваш E-mail адрес и Вы будете первым, кто получит новые статьи.
Подробнее
24.04.14

Детские страхи

Детские страхи

     Нормальное эмоциональное состояние любого ребенка – это его активность и жизнерадостность. Он любознателен, познает мир, формирует свое мировоззрение и развивается. Но, как утверждают психологи, в развитии самосознания большую роль играют страхи ребенка. быстрая накрутка подписчиков

     Сам по себе страх нужен человеку, потому что он позволяет выживать в этом мире, полном опасностей. Полное отсутствие страха привело бы людей к гибели, потому что они совершали бы множество рискованных и не обдуманных поступков, не срабатывал бы инстинкт самосохранения. Ограничивают любознательность ребенка от опасности только страхи. Если ребенок испугался, он старается убежать и спрятаться от опасности.

     В связи с этим профессиональные психологи отмечают нормальные страхи ребенка. Каждый малыш боится темноты, страшных диких зверей, ужасных чудовищ, чужих людей, ему страшно, когда рядом нет мамы, он не может оставаться один, пугается врача и клоуна. Это не должно беспокоить родителей, если только страхи не перерастают в фобии, при которых ребенку уже нужна профессиональная помощь психолога.

     Специалисты отмечают, что городские дети более подвержены страхам, чем деревенские, которые растут с более крепкой психикой. Среди городских детишек чаще встречаются состояния тревожности, невроза, психические отклонения. Сельские дети более подвижны, веселы, они чаще бывают на свежем воздухе, всегда находят интересные развлечения, наблюдают за деятельностью взрослых, за животными, природными явлениями.

     Дети, которые имеют братьев и сестер, тоже в лучшем положении, ведь они могут приобретать навыки коллективной игры, они учатся общаться, находить выходы из ситуаций, принимать решения. Поэтому у них тоже меньше причин для беспричинного беспокойства.

     Особенное влияние на психику ребенка имеют, конечно, родители. Часто страхи ребенка вызываются состоянием мамы, которая испытывает психические перегрузки. Это бывает связано с тем, что она исполняет главную роль в семье, тянет на себе семью, детей, мужа, она постоянно уставшая, неуравновешенная, беспокойная. Постоянно раздражается, нервничает в общении с детьми, отчего они, конечно же, становятся такими же беспокойными и нервными.

     Беспокойство у семейных психологов вызывают семьи, в которых родители часто ссорятся, спорят, конфликтуют. Дети при этом подвергаются негативному воздействию, которое в будущем может сыграть с ними злую шутку, сломав им личную жизнь. Особенно страдают девочки, принимающие подобные сцены и скандалы близко к сердцу. Если вы видите, как девочка играет с другими детьми и не хочет быть в игре мамой, можете быть уверенными, уже это является сигналом о серьезных психологических проблемах такого ребенка.

     В случаях, когда ребенок постоянно находится в ситуациях стресса, его силы надрываются, на почве страха развивается тревожность, что ведет к неврозам и другим психическим отклонениям.

     Детям нужно помогать побеждать их собственные страхи. Для этого существуют различные способы. Обычно первое, нужно сделать, чтобы помочь ребенку, это снять напряжение. Если вы видите, что ваш ребенок часто раздражается, нервничает, капризничает, расслабьте его режим дня. Пусть он немного успокоится и расслабится.

     Вторым эффективным приемом является способ рационализации. Покажите вашему ребенку, что ситуация достаточно безопасна. Придумайте для этого какой-нибудь сказочный метод, вроде шапки-невидимки, волшебной палочки или сигнализации. Пусть ребенок с помощью сказочных предметов обретет уверенность в себе. Это поможет ему избавиться от беспокойства.

     Кроме того, специалисты предлагают использовать серьезный психотерапевтический прием, который на деле является очень простым и полезным. Вы можете предложить своему ребенку нарисовать его страх. Пусть он изобразит его в деталях и красках. А когда рисунок будет готов, нужно непременно его уничтожить. Таким образом ребенок преобразует свой страх и избавится от него.

     Мы должны быть внимательными к своим детям, чтобы они росли здоровыми не только физически, но и психически. Если вы видите их стрессовую реакцию, постарайтесь быть с ними рядом, чтобы они почувствовали себя в безопасности, позвольте им побыть у вас на ручках, поболтать обо всяких глупостях, залезть под одеяло. Обсудите с ними какие-то события, явления, обстоятельства. Это очень хорошо помогает восстановить психику.

     Ведь, если вы не сделаете этого вовремя, детская эмоциональная сфера может деформироваться. Последствия не несут в себе ничего хорошего.

     Не стоит также забывать о том, что, когда родители все время не довольны своими детьми, ругают их, попрекают, одергивают, излишне дергают, у детей вырабатывается постоянный страх сделать что-нибудь не так. У них вырабатывается заниженная самооценка, ведущая к комплексам неполноценности. Похожая ситуация возникает, когда родители считают своего ребенка талантом, дарованием. Они постоянно требуют от него неординарных проявлений, завышают планку. И у таких детей тоже возникает высокая тревожность, они боятся неудач, и у них тоже формируется болезненная психика.

     Неправильно поступают и те родители, которые все время обсуждают с ребенком его проблемы. Ребенок чувствует себя ущербным, отчаивается, разочаровывается в себе и не хочет ничего предпринимать, чтобы стать лучше. Зачем, если он все равно плохой для всех. Необходимо находить моменты в поведении ребенка, за которые его можно похвалить.

     Когда детям не хватает, чтобы их хвалили, они начинают демонстративно проявлять негатив. Делается это для привлечение к себе внимания. Но способы такого негативизма ужасают окружающих.

     Если вы увидели такую демонстративность в собственном сыне или дочери, постарайтесь дать им возможность в чем-то себя реализовать. Пусть они поучаствуют в утренниках и концертах, выполнят какое-нибудь общественное поручение, это будет не только разумно и логично, но и достаточно полезно.

     Некоторые родители задают вопрос психологу о том, что делать, если их ребенок «витает в облаках». Эта проблема носит название ухода от реальности, который происходит из-за очень сильного недостатка внимания к себе. Такие дети обычно стараются быть послушными, но слишком сильно из-за этого переживают, поэтому им трудно общаться с людьми. Когда у них что-то не получается, срабатывает механизм защиты психики, и они переключаются в мир иллюзий или пустоту, где их никто не трогает.

     Дети не просто так становятся фантазерами. Это их так называемое «вранье» связано с тем, что в собственных фантазиях они значимы, они главные герои. В своем придуманном мире они добиваются успехов, признания. Это противопоставление реальности, которая им тяжела, не нравится. Детей нужно чаще хвалить.

     Любые психические проблемы ребенка связаны с тем, что окружающий мир становится для них небезопасным. Такую безопасность детям могут дать только родители. А многие родители даже не осознают, что разрушают психику своему ребенку в моменты ссор, использования бранных слов, проклятий.

     Огромный вред психике детей наносится, когда родители запугивают собственных детей, чтобы они слушались. Неоднократно приходилось слышать на улице, как молодые мамочки или заботливые бабушки угрожают ребенку, что отдадут его в детдом, если он не будет слушаться. Или грозят отдать злому дяде, или констатируют, что малыш останется жить на улице, если не прекратит себя вести подобным образом. Наверное, и вам знакомы фразы «воспитательного характера», типа «бабайка придет тебя забирать», или злая Баба Яга, или Леший, колдун, Бармалей, цыгане…

     Не менее ужасно докучное воспитание, при котором ребенку внушают, что он неумеха, лентяй, что у него никогда ничего не получается, что руки у него растут не из того места, что он балбес, а то и вообще дурак. Какую программу мы закладываем при этом в собственного ребенка? Как мы хотим потом, чтобы он был уверен в себе, самостоятелен, целеустремлен, если сделали все, чтобы это стало невозможным?

     Конечно, строгость с детьми нужна, нужен контроль, нельзя им во всем потакать. Но родители должны осознавать всю степень влияния на ребенка. Думать, что и как говорить, наблюдать за поведением своего малыша. Если ребенку страшно и неуютно в огромном незнакомом мире, нужно оградить его от страхов и опасностей, защитить, а не изливать на него свое раздражение.

     Когда малышу два-три года, он боится резких звуков. Естественный природный страх, который присущ не только детям, но и животным в природных условиях. Ведь резкий звук в природе означает опасность. То же и с темнотой. Уже через год ребенок начинает бояться более осмысленно, так как происходит развитие его воображения. У малыша появляются свои фантазии, и с этим бороться гораздо сложнее. Если убрать темноту можно при помощи светильника, то воображение малыша ставит перед вами новые задачи.

     У трехлетнего-четырехлетнего малыша происходит познание мира через его эмоции. Он может бояться теней, сновидений, героев каких-то мультиков. А когда ему исполняется пять, появляются новые страхи, на более высоком уровне, когда ребенок начинает бояться потерять маму, папу, бабушку, он уже начинает осознавать смерть и тяжелую болезнь, что тоже пугает его.

     Родители такого малыша часто делают ошибку, ругая его за то, что он такой большой, а боится, стыдят его не подозревая, что кроме страха они ему прививают еще и чувство вины. Если ребенок после этого перестанет проявлять страх внешне, это не значит, что он стал храбрым. Просто, скорее всего, он замкнется, начнет бояться внутри себя, уходя в свои страхи еще больше и глубже и ругая себя за трусость. Мамам и папам кажется, что если они поставят в пример себя, что они не боятся, то этого будет вполне достаточно. Но на самом деле, для маленького человечка это совсем не аргумент. Вы же взрослый, сильный, большой, а он-то маленький и беспомощный. Маленьким детям кажется, что взрослые люди, они как волшебники, могут все абсолютно. Поэтому в близком взрослом человеке ребенок непременно будет искать поддержки.

     Чем меньше ребенок, тем сложнее его разубедить в страхе. Это большому можно объяснить, что страхи не обоснованы, попробовать развеять сомнения и дать альтернативу. Маленький же ребенок не услышит ваших доводов. Даже если он испугался игрушки, и вы ее убрали с глаз долой, в его воображении игрушка еще живет, поэтому сложно объяснить, что ее нету.

     Маленькому ребенку гораздо важнее положиться на вас. Он внутренне, подсознательно, знает, что родители могут защитить от всего. И ждет он даже не столько слов успокоения, сколько того, что вы его обнимете, возьмете на руки, прижмете к себе, и от вас будет веять любовью и спокойствием, которые просто передадутся малышу, и он успокоится. Особенно в такие минуты эффективны папы, потому что тембр мужского голоса сильнее успокаивает психику ребенка. Ребенок, слушая отца, сразу чувствует себя более защищенным, в безопасности.

     Ну хорошо, если нельзя ругать ребенка за страхи, то как его от них еще избавлять?

     А очень просто – хвалите его за смелость. Это не одно и то же. Не принуждайте его к смелости призывами, что он что-то должен, а радуйтесь вместе с ним, каждый раз, когда он справился со страхом. Всегда, когда малышу удалось перебороть свой страх, хвалите его за это и давайте понять, что и потом, в будущем, он любой страх может легко победить. Никогда не напоминайте ему о неудачах, а наоборот, напоминайте победы, когда ребенку все удавалось.

     Взрослые люди рациональны, они получают информацию через логику, все обдумывая, обосновывая, делая выводы. Ребенок же постигает этот мир через эмоции. Соответственно, если вы хотите воздействовать на него, делайте это через его эмоциональную сферу. Можно тысячу раз твердить ребенку, что комната в темноте та же самая, что и днем при свете. Это не убедит малыша. Слова для него значат пока еще гораздо меньше, чем восприятие эмоциями. В такой ситуации лучше ребенка не убеждать словами. Включите в других комнатах, кроме этой, свет. Возьмите его за ручку и постепенно, держась за руки, спокойно заходите в темную комнату и выходите. Заходить можно только тогда, когда ребенок согласился. Он сделает вместе с вами несколько шагов и захочет вернуться обратно. Страх сразу не уйдет. Поэтому, как только малыш даст понять вам, что хочет выйти, нужно тут же выходить. Но поверьте, в следующий раз снова захочет совершить подобный поход с вами в темную комнату. Это внутренняя борьба. В итоге вы будете ходить туда вместе все чаще и чаще, смелее и смелее. Находиться в темной комнате малыш будет все дольше. Рано или поздно, он привыкнет  будет делать это уже без вас. А если вы хвалите его за смелость, процесс избавления произойдет гораздо быстрее. А внутренняя победа, которую ему удалось удержать, отложится в нем на будущее. Возможно, он не будет вспоминать этот эпизод с походами в темную комнату, но в нем останется уверенность, что он не один, его любят, поддерживают, а он сам – сильный, смелый, хороший человек, у которого все получается.

     Очень эффективным способом борьбы со страхами является обыгрывание страшной ситуации. Когда логика ребенку не помогает, ему поможет воздействие на его эмоциональную сферу через его же воображение. Отлично, когда родители видят страх ребенка, придумывают сказку, делая его героем, способным победить все страхи и трудности, найти выход из проблемы, всех преодолеть.  Такой метод хорош и тем, что ребенок учиться не только перебарывать именно этот конкретный страх, но и видит еще способ для собственного преодоления других страхов, которые могут ему встретиться впереди.

     Как известно, в психотерапии широко используют для этой цели специальные сказки, работающие в терапевтических целях. Они продуманы таким образом, что ребенок исцеляется через мир знакомых ему образов, этот сказочный мир ему понятен  и не требует дополнительного разъяснения.

     Так же, как уже говорилось выше, хорошо использовать арт-терапию, то есть рисовать страхи ребенка и уничтожать их. Можно не только рисовать, но и лепить, например, из пластилина. Далее, по тому же сценарию. Так, например, если ваш ребенок боится Бабу Ягу, можете вместе ее нарисовать. Пусть будет страшный нос, хитрые глаза, горбатая спина. А потом можно и пририсовать ей бантик на голове, подкрасить губки, добавить бусики. А, может быть, вашему ребенку понравится, что она стала доброй и веселой? Тоже вариант. В совместной беседе наблюдайте за ребенком, следите за его реакцией. Корректируйте его избавление от страхов, помогайте и любите. И у вас будет хороший и здоровый ребенок, с крепкой психикой и позитивным жизненным настроем. 

rss
Карта