Введите Ваш E-mail адрес и Вы будете первым, кто получит новые статьи.
Подробнее
09.04.14

Психология цвета

Психология цвета

     Никто не может быть равнодушным к цветовой гамме. Кто-то предпочитает синий, кому-то нравится красный, часто люди одеваются в черное или серое, подбирают шторы под общий тон в спальне, даже цвет волос выбирают определенной гаммы. В чем же притягательная сила цвета? Почему у всех у нас самые разные предпочтения? как сделать подписчиков вконтакте

     Цвет обладает символичностью, и это было известно еще нашим предкам. Современные психологи многое могут рассказать о том, как цвет раскрывает характер человека, его работоспособность, темперамент и т.д.

     Символику цвета используют в астрологии. Считается, что солнечные лучи разлагаются на спектр из семи цветов, которые соответствуют планетам. Астрологи утверждают, что Марс обладает красным цветом, тогда как Венера характеризуется синим. Именно цвет влияет на характер человека, родившегося под знаком определенной планеты, это также отражается на социальном статусе человека, и на тех психических состояниях, которые сопровождают человека.

     У Меркурия главным цветом принято считать желтый, Сатурн окрашивается зеленым, Юпитер – пурпурным. Известно, что Солнце определяется оранжевым, а Луна, как более холодное тело, - фиолетовым. И не напрасно представители разных народов выбирали себе для украшения одежды определенные цвета, сочетая их друг с другом, внося в это конкретный символический смысл.

     В психологии поведения с интересом и осторожностью относятся к красному. Еще в древности этот цвет считался красивым и прекрасным. Не зря на Руси красивую девушку называли красной девицей, подразумевая ее красивую внешность. Полинезийцы говорят: «мой красный», что означает «мой возлюбленный», а китайцы так характеризуют сердце, подразумевая, что красное сердце может быть у человека откровенного и искреннего, в противоположность хитрому, коварному и злому человеку с черным сердцем.

     Психология отмечает также ассоциации красного цвета с огнем и кровью. На ряду с любовью, красотой и жизнелюбием, специалисты отмечают символ войны, агрессии, сексуальности и вражды.

     Известно, что в глубокой древности, когда рождалась очень красивая девочка, все жители селения знали, что она будет принесена в жертву богам, сожжена на костре. Поэтому на протяжении всей ее жизни она звалась красной девицей, и слово «красная» было связано и с красотой, и с огнем. Это к тому же геральдический цвет, который на знаменах означает борьбу и революцию. А воины множественных племен перед битвой раскрашивались красным цветом, покрывая все тело и лица. Спартанские воины ходили в красной одежде, а древние китайцы так и называли себя – красными воинами.

     Кроме того, мы знаем, что королевские династии обязательно включали красный в свой гардероб, хотя не были воинами. Например, византийская императрица только одна могла носить красные сапоги, остальным это запрещалось, так как красный символизировал власть и величие.

     Другим очень популярным символическим цветом считается белый, который выражает собой чистоту, невинность, искренность и трогательность, добро и радость. Это символ дневного света, ясности видения, сила, которая способствует зарождению жизни, как молоко и яичный белок. Это что-то истинное, честное, законное. Недаром же наши невесты одеваются во все белое.

     Древние времена окрашивали в белое все, что связано с духовностью, отреченностью от земного и низменного, близостью с божественным светом. Поэтому мы видим белых ангелов, святых и праведников в изображении художников и скульпторов. Белые одежды принадлежали в некоторых традициях жрецам и царям, что придавало им особую величественность и торжество.

     Кроме того, обладая свойством поглощения и нейтрализации других цветов, символизируя пустоту и холодность, молчание и смерть, он получает и другое значение. Когда в африканских племенах умирает соплеменник, близкие люди раскрашивают себя именно в белый цвет. Поэтому в некоторых странах белый цвет считается траурным. Им же пользовались и древние славяне в минуты горести.

     Но чаще всего цветом траура считают черный цвет, символизирующий горе. Все зловещие герои фильмов одеваются в черный, как символ зла, появление таких героев и является символом смерти. Древние мексиканцы окрашивали свои руки и лицо в процессе жертвоприношения. Это был черный ритуал.

     Психологи-практики утверждают, что черный цвет непосредственно связан с сексуальной красотой. Африканские женщины с черным цветом кожи очень сексуальны, чем чернее при этом женщина, тем более она подходит на роль любовницы. А жену они предпочитают выбирать с более светлой кожей. Все дело в любовной страсти, которая является тайной, покрытой темной вуалью. Психологи говорят, что черный цвет является символом сокровенности и страстности желания. Не зря арабы черноглазыми называют возлюбленных.

     А некоторые засушливые африканские районы любят тучи. Жители этих районов поклоняются тучам, которые приносят благословенные дожди, делающие почву плодородной и дающие ей изобилие. Черные тучи приманиваются жертвенными быками или птицами, только обязательно черными, и сами жрецы тоже при этом одеты во все черное.

     Очень интересен с позиции символизма желтый цвет. Древние предки считали его цветом золота, застывшим солнечным светом, оттенком спелых колосьев, осенних листьев. Но, тем не менее, это еще и цвет потусторонний, болезненный, увядающий. Ламы в Монголии ходят в желтых одеждах.

     Азиаты считают его траурным, европейцы раньше поднимали желто-черный флаг в местах, где подразумевался карантин, а чисто желтый флаг говорил о чуме в данной местности. А вот славяне желтым окрашивают ревность и измену. Тибетцы вообще слово «ревность» произносят как «желтый глаз».

     Синий и голубой цвета соотносятся у людей с небом, добротой, вечностью. Синим цветом характеризуют верность и постоянство. Синий цвет, присутствующий в флаге, символизирует верность и славу, целомудренность и благородство. Этим объясняется выражение голубой крови, характеризующей благородство происхождения.

     Но у древних египтян он был траурным. Славяне тоже считали его печальным, соотнося с миром бесом. Некоторые предания доносят до нас образы бесов, окрашенных в черный и синие цвета. А во Франции распространено обозначение страха синим цветом, не случайно у них такой популярностью пользуется история синей бороды.

     Зато зеленый ассоциируется с природой, травой, свежими листьями, а значит, с молодостью, буйством, весельем. Соответственно, это иногда «зеленость» в плане «молодо-зелено», то есть еще не достаточное развитие, незрелость, несовершенность. Когда зеленого цвета в меру, он способен успокаивать, но иногда, когда его слишком много, он может угнетать, как угнетается человек тоской. Отсюда выражение «тоска зеленая». Также человек может чувствовать в себе переизбыток злости, поэтому говорят, что он позеленел от злости.

     Иранцы тоже зеленый цвет ассоциируют с развитием и свежестью, но человека, который несет зло, они называют зеленой ногой, а кладбище называют зеленым домом. Интересно, что в средние века шутов обряжали в зеленую одежду, чередуя ее с желтым, а немцы принуждали банкротов носить зеленые береты.

     Практическая психология сегодня содержит множество методик диагностики психолога, в которых используется символизм цвета. Ведь психологи утверждают связь эмоционально-волевого состояния человека и цвета, который он выбирает. Популярны в связи с этим исследования ученого Люшера, характеризующего состояние людей по цветовому приоритету.

     Символизм цвета исследуется сегодня как способ воздействия на человека в бизнесе. Многие рекламы соответствуют выводам психологов о том, какие цвета выгодны для привлечения внимания покупателей к элитным, дорогим продуктам. Сюда входят белый, синий, красный, черный, белый, золотой. Обратите внимание, что на дорогих товарах преобладают именно эти сочетания, особенно синий и черный, в сочетании с золотом.

     Когда хотят выделить важность не упаковки, а самого продукта, дают черное изображение продукта. Все элитные напитки, например, используют черный, чтобы подчеркнуть элитность коньяка или виски. То же самое происходит при создании шикарных мужских одеколонов.

     Когда хотят подчеркнуть народность, радость, тепло каких-либо заведений, чтобы сделать их народными, включают красный с желтым. А для подчеркивания свежести какого-либо продукта используют зеленый и голубой, как утром весной благоухает природа озером и листочками на деревьях.

     Но психологи предупреждают специалистов по рекламе, что ни в коем случае нельзя сочетать оранжевый с фиолетовым, так как подобное сочетание говорит о безысходности и даже может подталкивать людей к самоубийству. Подобный эффект создается и белой надписью на черном фоне.

     Если говорить о соотношении цвета с характером, то можно рассмотреть, какому цвету отдает предпочтение исследуемый человек. Каждый из нас предпочитает в одежде, постельном белье, мебели, автомобиле и аксессуарах два или три основных цвета. Нам на протяжении жизни может нравиться один цвет, потом он вдруг становится неприятным, и мы начинаем предпочитать другой. Но ведь и наш эмоциональный склад тоже имеет свойство меняться, поэтому все объяснимо.

     В подобном диагностировании хорошо пользоваться тестом Люшера.

     Если у вас нет возможности пройти этот тест, вы можете попробовать себя, настраивая телевизор. Когда вы делаете это вручную, вы обязательно активируете преобладание какого-то определенного цвета.

     Вы сделали для себя преобладание красного? Значит, вы доверчивы, но чересчур эмоциональны, а иногда можете быть агрессивным. Если вы сделали самым главным желтый, так, что он явно выделяется среди других, то это может означать ваш оптимизм. У вас много друзей, вы доброжелательны, всегда улыбаетесь, но внутренне напряжены, скрываете свои трудности от других.

     Если вы явно выделили сине-зеленый, это выдает в вас слабость и робость, но в момент опасности вы снесете все на своем пути. А если для вас преобладают светло-синие тона, скорее всего, это означает вашу лень и сговорчивость, склонность к обжорству.

     Цвет вашей машины тоже многое расскажет о вас. Человек, выбравший для себя красную или желтую машину, очень жизнелюбив, оптимистичен. Реалисты предпочитают зеленые машины, особенно природолюбы. Уравновешенный тип водителя диктует ему выбор синего автомобиля. Если вы выбираете белую машину, вы консерватор, а если черную, - деловой человек. Машину серую или серебристую предпочтет человек самолюбивый, а коричневую – верные мужья и главы больших семей.

     Какой же цвет лучше выбрать для себя в качестве основного?

     Можно взять белый, как идеальный. Он символизирует многозначительность, так как это и отблеск света, и холодное спокойствие. Любой характер умещается в этом цвете, потому что белый цвет никого не отталкивает.

     Черный выбирают неуверенные и мрачные люди. Если ваш цвет всегда в основном черный, значит, вы несчастливы, не уверены в себе, мрачны, не уверены в собственном будущем. Когда вы чередуете черный неожиданно с яркими и броскими другими цветами, то это характеризует вас как человека, который может развеивать свой пессимизм. Но если черный главенствует всегда, то вы, скорее всего не принимаете мир и самого себя в нем.

     Любовь к серому проявляется у людей рассудительных, но недоверчивых, часто сомневающихся в принятии решения. Ну и для тех, кто боится выделиться, он, естественно, является идеальным. А когда кто-то говорит, что терпеть не может серый цвет, значит, это легкомысленный человек, импульсивный по характеру. Для некоторых серый цвет является островком отдыха при усталости от внешнего мира.

     Красный страстный цвет выбирают люди смелые, волевые, это очень яркий цвет не только по своей насыщенности, но и по раскрытию вашего характера. Если вы любите носить красную одежду, вы человек общительный, эмоциональный, с силой воли, вспыльчивостью. Вы способны отдавать другим частицу себя. А те, кто жалуются, что терпеть не могут красный, как правило, люди закомплексованные, боящиеся ссор, пугающиеся излишних контактов, стремящихся уединиться. Также красный цвет – символ энергии, возбуждения, эротизма. Те, кто этот цвет не выносят, физически слабые, психически истощенные.

     Если вам нравится коричневый цвет, вы уверенно стоите на ногах, цените семью, чтите традиции. Но, кроме того, этот цвет может указывать на физическую болезнь.

     Выбирая желтый, вы выказываете свое спокойствие, легкость в отношении с другими, подчеркиваете интеллигентность и смелость, умение приспосабливаться. Вы общительны, любопытны, нравитесь людям, привлекаете их к себе. Пессимисты никогда не выбирают желтый цвет. Часто его выбирают беременные и люди, легко меняющие место жительства.

     Предпочтение синего подразумевает ваш покой и расслабление. Вы скромны, быстро утомляетесь, стремитесь к проявлению к вам уважения со стороны других. Не терпящие синий цвет на самом деле хотят показаться всемогущими, хотя являются замкнутыми и неуверенными. А если кто-то безразличен к синему, то это означает, что его чувства не глубоки. Когда человек устает или заболевает, ему еще больше хочется синего цвета, чтобы отдохнуть и восстановиться.

     Люди, которым нравится зеленый, самоутверждаются, не любят влияния на себя других людей, они все время стараются увеличить свою уверенность в жизни. А те, кто не выносят зеленого цвета, боятся трудностей и перемен, а часто больные люди отвергают его.

     Если вы любите оранжевый, то вы обладаете хорошей интуицией, мечтательны. Во флаге оранжевый толкуется как лицемерие. Если вам нравится розовый, в вас сильна потребность любить, вы хотите стать добрее. Это люди, у которых может случиться истерика на пустом месте. Не выносят розовый цвет прагматичные люди.

     Фиолетовый – цвет инфантильности, его выбирают люди, которые достаточно внушаемы, они ищут поддержку, опору.

     Если вы радостны, выберете желтый и красный, энергичные цвета, ищете покоя – обратитесь к синему и коричневому, хотите как бы не быть – это черный. Если вы чувствуете себя виноватым, предпочтете отказаться от ярких и выберете серый и синий. Когда синий сочетается с серым, это еще и пассивная подавленность.

     В опасные времена люди выбирают зеленый и желтый, чтобы отразить волевое напряжение и разрядку. Вы боитесь? Значит, зеленый и серый, отказ от желтого, красного и фиолетового. Хотите преодолеть опасность? Тогда желтый с зеленым и никакого черного с коричневым. 

rss
Карта