Введите Ваш E-mail адрес и Вы будете первым, кто получит новые статьи.
Подробнее
24.05.14

Общение с трудными людьми

Общение с трудными людьми

     По утверждению психологов-практиков, основная масса обычных людей считает виноватыми в сложных ситуациях общения своих собеседников, но никак не самих себя. Рассказывая знакомым о неприятной беседе или возникшем конфликте, человек, как правило, утверждает, что причиной данного исхода является трудный человек. Либо это разгневанный собеседник, либо приятель, который совершенно не умеет излагать мысли, либо зануда, грузящий всех излишними подробностями своей личной жизни, либо надменный начальник.

     Однако мы можем корректировать их поведение, как говорят профессиональные психологи, направляя диалог в конструктивное русло. Для этого необязательно самому быть хорошим психологом, достаточно знать определенные коммуникативные правила общения с трудными людьми разных типов и эффективно их использовать в процессе беседы.

     Так, например, в ситуации, когда ваш собеседник рассержен и не воспринимает вас адекватно, что бы вы ему не пытались сказать. Как правильно вести себя в таком диалоге?

     Психологи советуют не отвечать агрессией на агрессию, так как во время злости в человеке вырабатывается адреналин, дающий дополнительную энергию, требующую выхода. К чему может привести выброс негативной энергии собеседника, удвоенный вашей ответной негативной энергией, можно только догадываться. Если вы не настроены поубивать друг друга, лучше постараться перевести ссору в более спокойное русло.

     Как это можно сделать?

     Психология поведения человека такова, что в ответ на агрессию хочется либо отвечать так же агрессивно, либо наоборот, говорить спокойно и хладнокровно. Но второй способ тоже может иногда привести к плачевному результату, потому что слишком рассерженный собеседник может еще больше разозлиться, видя вашу подчеркнутую линию поведения и принимая вашу демонстративность за оскорбление.

     В такой момент нужно тоже поднять тон своего голоса, увеличить собственную громкость. Но не для того, чтобы его перекричать или заткнуть, а для того, чтобы соответствовать его тональности и быть услышанным.

     Ваша задача – признать его гнев. Лучше всего в такой ситуации сказать нечто вроде: «Я вижу, что ты сердишься. На твоем месте я бы тоже сердился». А дальше начинайте спокойно объяснять свою точку зрения, постепенно снижая тон и ритм своего голоса. Зачем это делается? Чтобы ваш собеседник на подсознательном уровне понял ваше сочувствие и отсутствие враждебности с вашей стороны. Когда он чувствует, что вы его понимаете, он также начинает вести себя более рационально. Дальнейший ход переговоров пойдет уже иначе.

     Если все же собеседник не может взять себя в руки, вам необходимо отказаться от желания стать его боксерской грушей. Когда вы чувствуете, что он не собирается оставлять собственный обвинительный тон, решительно скажите ему, что данный разговор не приведет ни к чему хорошему, и лучше вернуться к нему в другой раз, хотя бы завтра. И уходите.

     Часто встречаются и люди-стайеры, которые говорят без остановки, невзирая на то, что у вас есть свои дела, и вам давно пора уходить. Можно, конечно, начать нервно постукивать по столу и поглядывать на часы, всем своим видом показывая, что разговор окончен. Но, во-первых, среди таких собеседников может оказаться человек, с которым не хотелось бы портить отношений по каким-либо причинам, а во-вторых, представители данного типа личности часто не замечают намеков. Что делать в такой ситуации?

     Необходимо дождаться в его монологе паузы и решительно проявить себя. Скажите, например, что очень рады были видеть своего собеседника, что приятно было пообщаться, но вам необходимо закончить свои срочные дела, поэтому вы с сожалением вынуждены расстаться. Пожмите руку или с вежливой улыбкой откройте дверь, благодаря его за беседу. Этим способом часто пользуются врачи на приеме или на консультации психолога. Так как иногда человека сложно становить, но совершенно необходимо это сделать.

     Другой пример общения с трудными людьми – беседа с человеком, не умеющим выражать свои мысли, что усложняет восприятие информации, которую он пытается донести. Обычно мы злимся на таких людей, раздражаемся и отторгаем их. На самом деле, это могут быть люди хорошие, а информация может быть весьма ценной. Поэтому рекомендацией здесь может послужить простой совет.

     Слушая сбивчивую речь с ненужными подробностями, активно уточняйте нужные для вас моменты, чтобы лучше разобраться в сути его речи. Просто будьте внимательны и задавайте вопросы, корректирующие ход повествования. Удерживайте собеседника в рамках основной темы.

     Сложной ситуацией может оказаться беседа с вашим начальником. Многие руководители нагоняют на подчиненных страх. Это сковывает людей. Они робеют, не могут показать себя с лучшей стороны, допускают ошибки в поведении, что в дальнейшем оставляет негативный след на их репутации. Что делать в таких ситуациях?

     Специалисты рекомендуют перед встречей с начальником настроиться особым образом. Самое главное – это представить собственную значимость для дела. Подумайте о том, что вы полезны на своей работе, имеете право на свое мнение, ведь оно касается работы, в которой вы представляете ценность. Иными словами, вам нужно приобрести некоторую уверенность в себе.

     Входя в кабинет начальника, держитесь прямо, чтобы выглядеть выше, голова поднята, плечи расправлены. Взгляд спокойный и открытый. Ни в коем случае не сутультесь, не проявляйте смущения. Не прячьте глаза. Речь постарайтесь подготовить заранее, чтобы говорить более четко и ясно.

     Чаще используйте слова «мы» и «нас», чтобы подчеркнуть причастность к команде. Оставайтесь приятным и дружелюбным. Постарайтесь, если это уместно, оказать поддержку начальству, корректно похвалить, поблагодарить. Начальник – тоже человек, и он редко слышит признательность. Будьте уверены, подобное поведение окажется весьма благоприятным для исхода разговора.

     Неприятной является также беседа с человеком, который вас критикует. Никто не может оставаться равнодушным к критике, что бы ни говорили люди. Сложно научиться не реагировать, не защищаться, не оправдываться, не впадать в агрессию, ведь каждый из нас испытывает спонтанные чувства, чувствует себя уязвленным.

     В такой ситуации вам нужно постараться проанализировать ситуацию. Есть ли в этой критике хотя бы доля правды, для чего человек критикует вас? Анализируйте не форму критики, а ее суть. Не проявляйте реакции. С помощью уточняющих вопросов проясните суть критики, контролируя эмоции. Вы можете для себя многое почерпнуть, когда уже потом, после разговора, будете обдумывать сказанное.

     Если в критике нет ни доли правды, значит, человек обижен на вас за что-то, о чем умалчивает. Подумайте, может быть, вы его когда-то нечаянно обидели? Или он вам завидует? Может, вам следует что-то не показывать, что вызывает негативное отношение?

     А если есть хотя бы доля правды в критике, попробуйте использовать это в дальнейшем. Поработайте над собой, это поможет вам стать лучше для себя и других.

     Иногда мы обижаем и утомляем других людей, вовсе не замечая этого. Когда мы научимся понимать наши диалоги, видеть поведение собеседника и правильно реагировать на него, мы начнем следить и за своей собственной формой поведения, что даст нам возможность стать приятным собеседником для других людей. А ведь это прямой путь к успеху.

 

rss
Карта